Хозяйственное использование поверхности Земли и ее охрана

 


Казахи говорят: «Отец богатства - труд, мать - земля». Расте­ния, животные, человек - все живут на поверхности Земли. Любые богатства - все из этой Земли. Земля - основа всего живого, дает ему силу и жилище.



Поверхность Земли - одно из главных богатств природы. Чело­век стремится использовать ее в своих целях как можно целесооб­разнее, плодотворнее и лучше. Для этого люди занимаются различ­ной трудовой деятельностью, в результате чего получают множе­ство разнообразных продуктов. Выращивают хлеб и разводят скот. Сажают деревья, овощи и фрукты, прокладывают каналы, доро­ги, строят города, занимаются другими видами деятельности, ко­торые связаны с разнообразным использованием земной поверх­ности.
88% всех необходимых для человека продуктов питания дает нам Земля. А 10% поверхности Земли занимают необходимые для жи­вотноводства пастбища. Для получения продукции человек трудится и развивает различные виды деятельности. (Вспомните, какие бы­вают виды хозяйств?)
Когда говорится о пользе Земли, нельзя забывать и о ее недрах. Недра Земли - один из главных источников нашего богатства. Вы знаете, что различные полезные ископаемые добывают из недр Земли. (Какие полезные ископаемые вы знаете? Вспомните.) Расска­жите об использовании полезных ископаемых в народном хозяйстве.
Вам также хорошо известно о значении растений и животных в хозяйстве, в жизни людей. Необходимые для любой жизнедеятель­ности запасы пресной воды тоже находятся на поверхности Земли и в ее недрах.
Однако неразумное использование этих источников богатств, при­водит к их истощению. (В связи с этим, какие примеры можно при­вести?)
Мы должны уметь восполнить, восстановить разрушенное, с мак­симальной пользой использовать каждый клочок земли, хозяйствен­ную деятельность организовать на научной основе. Такие цели дол­жен ставить перед собой каждый разумный человек. При использо­вании пастбищ и посевных площадей должны осуществляться меры, направленные против возникновения эрозии почвы. Вырубка лесов, рытье каналов, прокладка туннелей в горах - все должно проводить­ся на научной основе. Взамен каждого вырубленного дерева нужно посадить новое, карьеры после добычи залежей полезных ископае­мых следует засыпать.
Для эффективного использования поверхности Земли и ее охра­ны необходимы определенные меры. Чтобы их реализовать, нужны постоянные наблюдения за состоянием окружающей среды для вы­работки системы ее оценки.
Так, правильное и рациональное использование ресурсов, вос­становление истощенных в результате деятельности человека зе­мель - это часть работ, которые относятся к таким мерам.
Казахский народ издавна бережно относился к природе. Народ­ная пословица гласит: «Если хочешь, чтобы страна была богатой, береги и охраняй землю». Доказательством этому является кочевка казахских скотоводов с одного места на другое, в зависимости от времени года: зимой на зимовья, летом на жайляу и т.д.
В настоящее время вопросы охраны природы решают на госу­дарственном уровне. Закон Республики Казахстан «Об охране окружающей среды» направлен на решение данной проблемы. В Законе указывается, что природные богатства являются основой жизни и деятельности народов Республики Казахстан, социально-эко­номического развития и улучшения жизнедеятельности. Кроме того, каждый гражданин имеет право пользоваться природными богат­ствами, охранять, преумножать их, принимать участие в улучше­нии окружающей среды.
Каждый гражданин обязан выполнять Закон об охране окружаю­щей среды.

 


1.Почему мы говорим, что поверхность Земли - источник природных богатств?
2. Какова польза недр земли для хозяйства?

3. Почему казахский народ в зави­симости от времени года менял кочевья?

4. Почему нужно охранять природу? Назовите меры по защите природы.

5. Каким проблемам уделяется внимание в Законе об охране природы?

6. Объясните смысл пословицы в тексте.

7. Как вы понимаете пословицы: «Река из капель образуется», «Есть спрос и у воды»?


 


Вопросы и задания для обобщения темы «Литосфера»


1. Какие оболочки окружают Землю?

2. Каково внутреннее строение Земли?

3. Пользуясь планом, дайте описание земной коры: а) каково строение; б) какие там бывают природные явления?

4. Как можно объяснить особенности рельефа по­верхности Земли, используя учение о литосферных плитах?

5. На какие группы де­лятся горные породы?

6. Гранит, песок, мел, торф, мрамор. Какие из перечислен­ных пород относятся к осадочным породам?

8.Каковы причины землетрясений?

9: Какие места относят к сейсмическим зонам? Отметьте на контурной карте сейс­мические зоны.

10. Пользуясь физической картой и планом, дайте описание горам Тянь-Шань: а) географическое положение; б) направление протяженности хреб­тов; в) наибольшая высота.

11. Как изменяется рельеф под действием внутренних сил? Приведите пример.

12. Проделайте путешествие по меридиану 90° в.д. Какие горы и равнины встретятся на вашем пути?

13. По физической карте определите высоту следующих гор: Альпы, Кавказ, Урал, Тянь-Шань, Алтай, Гималаи, Кордилье­ры.

14. На какие виды делятся равнины по высоте ? По выбору дайте описание одной из равнин.

15. Дайте описание рельефа своей местности: а) какие формы рельефа встречаются? б) назовите горные породы, встречающиеся в вашей мест­ности; в) как расположены горные породы (это можно увидеть у берега реки или на склоне горы)?.

16. Какие примеры можно привести в связи с разумным использова­нием и охраной земной коры (литосферы) в хозяйственной деятельности человека?

17. Пользуясь планом, дайте сравнительную характеристику Амазонской и Запад­но-Сибирской равнинам: а) географическое положение; б) протяженность с севе­ра на юг и с запада на восток; в) наибольшая высота; г) направление уклона низмен­ности; д) сходства и различия.

16:03
4936
Нет комментариев. Ваш будет первым!