Хозяйственное использование поверхности Земли и ее охрана
Казахи говорят: «Отец богатства - труд, мать - земля». Растения, животные, человек - все живут на поверхности Земли. Любые богатства - все из этой Земли. Земля - основа всего живого, дает ему силу и жилище.
Поверхность Земли - одно из главных богатств природы. Человек стремится использовать ее в своих целях как можно целесообразнее, плодотворнее и лучше. Для этого люди занимаются различной трудовой деятельностью, в результате чего получают множество разнообразных продуктов. Выращивают хлеб и разводят скот. Сажают деревья, овощи и фрукты, прокладывают каналы, дороги, строят города, занимаются другими видами деятельности, которые связаны с разнообразным использованием земной поверхности.
88% всех необходимых для человека продуктов питания дает нам Земля. А 10% поверхности Земли занимают необходимые для животноводства пастбища. Для получения продукции человек трудится и развивает различные виды деятельности. (Вспомните, какие бывают виды хозяйств?)
Когда говорится о пользе Земли, нельзя забывать и о ее недрах. Недра Земли - один из главных источников нашего богатства. Вы знаете, что различные полезные ископаемые добывают из недр Земли. (Какие полезные ископаемые вы знаете? Вспомните.) Расскажите об использовании полезных ископаемых в народном хозяйстве.
Вам также хорошо известно о значении растений и животных в хозяйстве, в жизни людей. Необходимые для любой жизнедеятельности запасы пресной воды тоже находятся на поверхности Земли и в ее недрах.
Однако неразумное использование этих источников богатств, приводит к их истощению. (В связи с этим, какие примеры можно привести?)
Мы должны уметь восполнить, восстановить разрушенное, с максимальной пользой использовать каждый клочок земли, хозяйственную деятельность организовать на научной основе. Такие цели должен ставить перед собой каждый разумный человек. При использовании пастбищ и посевных площадей должны осуществляться меры, направленные против возникновения эрозии почвы. Вырубка лесов, рытье каналов, прокладка туннелей в горах - все должно проводиться на научной основе. Взамен каждого вырубленного дерева нужно посадить новое, карьеры после добычи залежей полезных ископаемых следует засыпать.
Для эффективного использования поверхности Земли и ее охраны необходимы определенные меры. Чтобы их реализовать, нужны постоянные наблюдения за состоянием окружающей среды для выработки системы ее оценки.
Так, правильное и рациональное использование ресурсов, восстановление истощенных в результате деятельности человека земель - это часть работ, которые относятся к таким мерам.
Казахский народ издавна бережно относился к природе. Народная пословица гласит: «Если хочешь, чтобы страна была богатой, береги и охраняй землю». Доказательством этому является кочевка казахских скотоводов с одного места на другое, в зависимости от времени года: зимой на зимовья, летом на жайляу и т.д.
В настоящее время вопросы охраны природы решают на государственном уровне. Закон Республики Казахстан «Об охране окружающей среды» направлен на решение данной проблемы. В Законе указывается, что природные богатства являются основой жизни и деятельности народов Республики Казахстан, социально-экономического развития и улучшения жизнедеятельности. Кроме того, каждый гражданин имеет право пользоваться природными богатствами, охранять, преумножать их, принимать участие в улучшении окружающей среды.
Каждый гражданин обязан выполнять Закон об охране окружающей среды.
1.Почему мы говорим, что поверхность Земли - источник природных богатств?
2. Какова польза недр земли для хозяйства?
3. Почему казахский народ в зависимости от времени года менял кочевья?
4. Почему нужно охранять природу? Назовите меры по защите природы.
5. Каким проблемам уделяется внимание в Законе об охране природы?
6. Объясните смысл пословицы в тексте.
7. Как вы понимаете пословицы: «Река из капель образуется», «Есть спрос и у воды»?
Вопросы и задания для обобщения темы «Литосфера»
1. Какие оболочки окружают Землю?
2. Каково внутреннее строение Земли?
3. Пользуясь планом, дайте описание земной коры: а) каково строение; б) какие там бывают природные явления?
4. Как можно объяснить особенности рельефа поверхности Земли, используя учение о литосферных плитах?
5. На какие группы делятся горные породы?
6. Гранит, песок, мел, торф, мрамор. Какие из перечисленных пород относятся к осадочным породам?
8.Каковы причины землетрясений?
9: Какие места относят к сейсмическим зонам? Отметьте на контурной карте сейсмические зоны.
10. Пользуясь физической картой и планом, дайте описание горам Тянь-Шань: а) географическое положение; б) направление протяженности хребтов; в) наибольшая высота.
11. Как изменяется рельеф под действием внутренних сил? Приведите пример.
12. Проделайте путешествие по меридиану 90° в.д. Какие горы и равнины встретятся на вашем пути?
13. По физической карте определите высоту следующих гор: Альпы, Кавказ, Урал, Тянь-Шань, Алтай, Гималаи, Кордильеры.
14. На какие виды делятся равнины по высоте ? По выбору дайте описание одной из равнин.
15. Дайте описание рельефа своей местности: а) какие формы рельефа встречаются? б) назовите горные породы, встречающиеся в вашей местности; в) как расположены горные породы (это можно увидеть у берега реки или на склоне горы)?.
16. Какие примеры можно привести в связи с разумным использованием и охраной земной коры (литосферы) в хозяйственной деятельности человека?
17. Пользуясь планом, дайте сравнительную характеристику Амазонской и Западно-Сибирской равнинам: а) географическое положение; б) протяженность с севера на юг и с запада на восток; в) наибольшая высота; г) направление уклона низменности; д) сходства и различия.