Охрана природных комплексов
Почему изменение одного из составляющих компонентов природного комплекса приводит к изменению других компонентов?
1. Необходимость охраны природных комплексов. Из темы «Географическая оболочка - особая комплексная оболочка Земли» вы узнали, что составляющие компоненты природных комплексов земной поверхности тесно взаимосвязаны между собой. Изменение одного из них приводит к изменению остальных. В результате природный комплекс всей территории теряет свое первоначальное естественное состояние или полностью исчезает.
В Атлантическом океане между Южной Америкой и Африкой расположен небольшой остров Святой Елены. Остров находится в тропическом поясе. Раньше, до заселения людьми, на острове рос дремучий густой лес. В 1502 г. после его открытия португальскими мореплавателями сюда были завезены козы. В течение 200 лет козы полностью уничтожили всю растительность на острове. Слой почвы без растительности легко смывается водой, и гумус полностью уносится в океан. В результате остров, ранее покрытый густым лесом, превратился в безжизненную пустыню.
Такие нежелательные изменения природного комплекса, связанные с усиленными темпами хозяйственной деятельности человека, в настоящее время приняли широкий характер. Первобытные люди, занимавшиеся охотой и рыболовством, зависели от природы. Тогда человек оказывал слабое влияние на природу, в частности на численность отлавливаемых зверей и рыб. Развитие скотоводства и земледелия усилило влияние человека на природу. Вспашка степей, вырубка и сжигание лесов для увеличения посевных площадей, обводнение засушливых районов привели к изменениям природных комплексов. (Подумайте, к каким изменениям это привело.)
Отрицательное влияние человека на природу приобрело особенно губительный характер с развитием промышленности. Человек начал осваивать природные богатства в своих хозяйственных целях. Наряду с растениями, почвой и животными в больших объемах используются полезные ископаемые, вода, воздух. Потребление природных богатств особенно возросло во второй половине XX века в связи с высокими темпами развития науки и техники. В настоящее время влияние человека на природу, вместе с использованием ее богатств, приобрело иной, более разрушительный характер - продолжается повсеместное загрязнение окружающей среды, разрушение природных комплексов.
По подсчетам ученых, человек освоил и до какой-то определенной степени изменил 60% всей площади природных комплексов земной поверхности, а 20% - полностью изменил.
В настоящее время человечество в больших количествах использует в производстве природное топливо и сырье. Кроме того, промышленные предприятия, электростанции, транспорт оставляют большое количество выбросов. Эти выбросы, в свою очередь, переходят в почву, воду и воздух. Промышленные выбросы все больше распространяются по поверхности Земли. Остатки ядовитых веществ, попадая в реки и озера, уничтожают живые организмы. Различные химические вредные отходы также попадают в окружающую среду. С ростом населения Земли для обеспечения его продуктами питания, в целях увеличения урожайности в почву вносят удобрения. Для борьбы с вредителями почву и растения опрыскивают ядами - пестицидами. Удобрения и пестициды, с одной стороны, увеличивают урожайность, но, с другой стороны, оказывают вредное влияние на организм человека. Накапливаясь в почве и воде, они попадают в организм животных. Затем через продукты питания отравляют организм человека.
Из рек ядовитые вещества попадают в моря и океаны. В результате промывки нефтеналивных судов - танкеров и особенно при их авариях ежегодно в океан попадают миллионы тонн нефти, а также другие химические вещества. Из-за этого часто погибают рыба, мор ские животные и птицы. Потребление продуктов из них приводит к отравлению человека.
Хозяйственная деятельность человека нарушает равновесие газового состава атмосферы. Вредные примеси, выбрасываемые различными производственными предприятиями, участвуют в круговороте веществ в природе. При сжигании природного топлива выделяется сернистый газ и смешивается с воздухом. Соединяясь с водяными парами, он образует серную кислоту. Поэтому вблизи промышленных районов выпадают кислотные дожди. Под вредным воздействием кислотных дождей сначала листья растений темнеют, затем полностью высыхают. Из-за увеличения потребления природного топлива повысилась в атмосфере доля углекислого газа. Вырубка лесов приводит к уменьшению поглощения углекислого газа и уменьшению выделения кислорода растениями. При накоплении углекислого газа выше нормы, он, как увеличительное стекло, пропускает солнечные лучи и удерживает тепло, не пропуская обратно. Ученые подсчитали, что если различные газы в атмосфере будут накапливаться такими темпами, то в 70-х годах XXI века температура воздуха над поверхностью Земли повысится на 3°С. Такое потепление не наблюдалось в истории Земли за последние 2 млн. лет.
Казалось бы, такое потепление атмосферы благоприятно для холодных стран, но оно может нарушить равновесие климата Земли. Если в одном месте частые штормы приведут к наводнениям, то в других областях будет сильная засуха. Растают ледники полярных регионов и поднимется уровень Мирового океана. Многие острова, низменные морские побережья затопит вода. Из-за резкого изменения климата растения и животные, не успев приспособиться к новым условиям, погибнут.
Чтобы не допустить такого бедствия, есть единственный путь - уменьшить использование топлива во всем мире, контролировать количество газов, выделяющихся в атмосферу.
Загрязнение окружающей среды уже сейчас привело к недостатку воды во многих районах, 1/3 населения планеты не хватает пресной воды.
Понятно, что природные комплексы населенных местностей, места с различными строительными сооружениями и вспаханные земли уже невосстановимы, поэтому особое значение приобретает охрана природных комплексов во всем мире. Охрана природы - одна из глобальных проблем человечества.
2. Научные основы охраны природных комплексов. Мы узнали, что хозяйственная деятельность человека приводит к изменению природных комплексов. У человека нет другого источника существования, кроме окружающей природы. Добыча природных ископаемых из недр Земли, плавка металла, земледелие, использование энергии воды и т.п. оказывают прямое влияние на природу. Проблема не в том, чтобы не трогать природу, а в том, чтобы не допускать нежелательных изменений. Для этого необходимо всесторонне изучить природные явления и элементы, правильно использовать их. Только охраняя богатства природы и разумно используя их, человечество может продолжить дальнейшее свое существование на Земле. Эффективное использование природных богатств включает следующие меры: восстановление истощенных и загрязненных местностей, экономия запасов угля, нефти, газа и контроль над загрязнением воздуха, поиск новых энергетических источников.
Сбор металлолома и его переплавка дает возможность сохранить запасы полезных ископаемых и сэкономить энергию, затрачиваемую для их производства и плавки. Многие виды полезных ископаемых (в нашей стране: уголь Экибастуза, медные рудники Конырата и др.) добывают открытым способом из карьеров. Скопления пустых горных пород занимают площади, которые могут использоваться для развития сельского хозяйства, загрязняют окружающую среду. Для эффективного применения природных богатств требуется разумное использование земель, восстановление их плодородия, повторное введение их в сельскохозяйственный оборот.
Охрана природы требует совместной работы специалистов многих научных отраслей. Специалисты-географы, изучая взаимоотношения и закономерности связи природных компонентов, заранее прогнозируют влияние хозяйственной деятельности человека на природные комплексы и на основе этого предлагают соответствующие меры по охране природы. Может быть, если бы с самого начала были учтены предложения ученых-исследователей, в том числе специалистов-географов, то не было бы катаклизмов, возникших в результате варварского отношения человека к природной среде.
Учеными в 1960-е годы было точно предсказано, что неразумное использование вод рек Сырдарья и Амударья для орошения полей приведет к пересыханию Аральского моря, нарушит его целостность, и море разделится на несколько частей. Но на это предсказание не обратили серьезного внимания, что привело в настоящее время, как мы знаем, к бедственному положению Приаралья. Площадь поверхности воды уменьшилась на 2/3. Из-за повышения солености воды в 2,5 раза исчезают виды рыб. Соль и песок, оставшиеся на дне пересохшего моря, переносятся ветрами и покрывают все вокруг. Уровень подземных вод упал, что привело к неблагоприятным условиям для жизни растений и животных. Эти изменения приносят вред и народному хозяйству Приаралья. Полностью прекратилось судоходство и рыболовство, сократились посевные площади. Много жителей Приаралья болеют различными опасными заболеваниями.
В настоящее время перед человечеством стоит одна из главных проблем - не разрушать природную среду, охранять ее от загрязнения, эффективно использовать природные богатства. Поэтому развитие наук о природе и существование человека в будущем тесно взаимосвязаны. В последнее время в решении этих проблем главное место занимает развивающаяся наука - экология.
Экология (по-гречески эйкос - дом, логос - учение) изучает взаимодействие живых организмов с окружающей средой. О ней вы получите полные сведения, изучая специальный учебный предмет в старших классах.
3. Законы и международные соглашения по охране природы. Во второй половине XX века во многих странах мира обратили особое внимание на охрану природы, стали приниматься специальные законы. Парламент Республики Казахстан в 1997 году утвердил Закон «Об охране окружающей среды», в который включены конкретные требования, связанные с охраной отдельных природных компонентов (недра Земли, воздушное пространство, растительность, почва и животный мир) и природных комплексов. Охрана природных богатств и разумное их использование (статьи 6,38) - конституционные обязанности граждан Республики Казахстан.
Вредное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу обычно не ограничивается пределами одной страны. Вспомним хотя бы о потеплении атмосферы в результате накопления углекислого газа. Это явление характерно для всего земного шара. Ядовитые газы, выбрасываемые из труб заводов Великобритании, Бельгии и Германии, уносятся западными воздушными течениями в страны Северной и Восточной Европы. А в загрязнении вод реки Дунай в Западной Европе участвуют производственные предприятия 8 государств. Кроме того, к гибели животных из-за загрязнения вод морей нефтью причастны многие государства. Подобных примеров очень много. Но охрана окружающей среды, сохранность всех природных богатств Земли возможна лишь при совместных действиях всех народов, населяющих нашу планету.
В последнее время на нескольких международных форумах были намечены обязательства и меры по охране окружающей среды.
1. Почему возникает необходимость охраны природного комплекса?
2. Когда наступило бедственное положение природы и от чего оно зависит?
3. Как в настоящее время изменились природные комплексы земной поверхности? Расскажите об этом на примере вашей местности.
4. Откуда появляются в природной среде различные вредные отходы?
5. Какую роль играют специалисты-географы в деле охраны природы?
6. Что изучает наука экология?
7. Какие законы приняты нашим государством в целях охраны природы? Прочитайте статьи в Конституции Республики Казахстан, посвященные охране природы.
8. Какие намечены меры по охране природы народами всего мира?
9. Какие у вас есть предложения по рациональному использованию природных богатств вашей местности?
Вопросы и задания для обобщения раздела «Географическая оболочка»
1. Как образовалась географическая оболочка? Может ли существовать географическая оболочка на других планетах?
2. Как можно доказать целостность географической оболочки?
3. По карте определите, в каких поясах и зонах расположена территория Казахстана.
4*. Сравните условия формирования высотной поясности в горах и широтной зональности на равнинах.
5.Используя данные таблиц, определите, климатические особенности каких географических поясов они показывают.
Таблица 1
Месяцы | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII |
Температура (°С) | 25,7 | 26,1 | 26,8 | 27,1 | 27,5 | 27,3 | 27,2 | 27,0 | 26,9 | 26,7 | 26,3 | 25,9 |
Осадки (мм) | 215 | 155 | 166 | 174 | 182 | 169 | 172 | 217 | 181 | 208 | 254 | 263 |
Таблица 2
Месяцы | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII |
Температура (°С) | -43,5 | -35,5 | -22,2 | -7,9 | 5,6 | 15,5 | 19,0 | 14,5 | 6,0 | -8,0 | -28,0 | -40,0 |
Осадки (мм) | 6 | 5 | 3 | 6 | 13 | 27 | 34 | 42 | 22 | 12 | 10 | 7 |
6. Расскажите о том, как изменяется природа географических зон в результате хозяйственной деятельности человека.
7. Как вы понимаете, что такое охрана природы? Какие меры относятся к ней?
8. Что вам известно об экологическом бедствии Арала?
9. С чем связаны необходимость охраны природы и глобальность экологических проблем в наше время?